*Кааба

Кааба – мечеть, к которой ежедневно обращены взоры всех мусульман во время совершения молитвы. Так происходит в течение более 1400 лет со времен Пророка Мухаммада (мир и благословение ему).

Дословно слово "Кааба" в арабском языке означает "высокое место, окруженное почетом и уважением". Это слово может также быть производным от слова "куб". Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как "Байт аль Атек", первое значение которого "самый ранний и древний". Согласно второму значению, это слово переводится как "независимый и освобождающий". Оба значения сочетаются в слове "Байт аль-Харам" – "священный дом".

 

Высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 м2. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стен Каабы – 1 метр. Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается Таваф. Потолок и крыша сделаны из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стены сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны. Это маленькое сооружение строилось и восстанавливалось Пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом (мир им всем) - такой чести не удостаивалось ни одно здание.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) участвовал в восстановлении Каабы до того, как на него была возложена миссия Пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) принял участие в этом строительстве.

 

Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Пророк. Жители Мекки восторжествовали: "Ему можно доверять (аль-амен)", - кричали они хором, - "это Мухаммад". Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем Пророк взял камень и вставил его в стену Каабы.

Му'мины обращаются при совершении на­маза в сторону Каабы Му'аззама. Это направле­ние указал Всевышний Аллах в Коране:
«...пади ниц и приближайся к Аллаху» (аль-'Аляк, 19)

Так же Кааба является направле­нием и местом сбора всех мусульман.

Как и сердце, куда обращен божественный Взор, Кааба - это место во вселенной, где про­является Взор Всевышнего Аллаха. То есть, во вселенной Кааба имеет такое же значение, как сердце в организме человека. Поэтому необходи­мо, зная о духовной сущности Каабы, совершать Хадж, настроив сердце на тонкое восприятие.

В аятах говорится об обязательном для тех, у кого есть возможность, посещении Каабы, кото­рую еще называют домом Аллаха «Бейтуллах» и которая является святым местом поклонения еще со времен Адама (алейхиссалям):
«И первым Домом поклоненья, что был назначен для людей, был тот, что в Мекке (Ка­аба), - благословенья полон, путеводитель всех миров!
В нем есть ясные знамения - место Ибра-хима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Алла­хом совершить Хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в ми­рах»
(Али Имран, 96-97)

В Каабе Му'аззама есть «Макам Ибрахим», то есть место Ибрахима Халилуллах (алейхисса-лям). Всевышний повелел тем, кому посчастли­вилось выполнять Хадж или умру, ходить по бла­гословенному месту, где находиться его след, и за этим местом совершать намаз тавафа.

В Каабе есть еще и святой камень Хаджа-руль-Асвад, приветствовать и целовать который является проявлением покорности и подчинения Аллаху. Этим действием мы даем обещание из­бегать искушений и наставлений шайтана.

Хаджа рул ь-Асвад является местом нача­ла и конца тавафа. К сегодняшнему дню почти все камни Каабы заменены новыми. И только Хаджаруль-Асвад сохранился и дошел через тысячелетия до наших дней. Начиная с Султана Пророков, нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), сколько благочестивых губ целовало этот камень и сколько благочестивых рук к нему прикасалось. Таким образом, он из простого камня стал камнем, вдохновляющим и наполня­ющим любовью наши сердца.

Если кратко, то по своей сути Кааба являет­ся земной проекцией Божественного аль-'Арша, источником милости и блага. Другими словами, это зеркало, отражающее милость и всепроще­ние Великого Господа. Солнце, которое освеща­ет наши сердца, источник божественного нура.

        

Согласно преданиям относительно по­стройки Каабы, когда Адам и Хавва (алейхумас-салям) были изгнаны из рая, они встретились на Арафате, затем вместе направились на запад и пришли к месту сегодняшней Каабы. Адам (алейхиссалям), для того чтобы благодарить Ал­лаха за их встречу, хотел совершать поклонение и попросил, чтобы ему вернули столб из света, обходя который, он совершал поклонение в раю. И тогда появился столб из света, обходя вокруг которого, то есть, совершая таваф, Адам (алей­хиссалям) поклонялся Аллаху.

Этот столб из света исчезнет во времена пророка Шита (алейхиссалям), и на его месте останется черный камень. Тогда на этом месте Шит (алейхиссалям) воздвигнет дом из камня, такой же четырехугольный, как столб, и в один из углов поставит черный камень. Это и есть тот камень, который сегодня мы называем Хаджа-руль-Асвад.

После потопа Нуха (алейхиссалям) этот дом очень долгое время оставался под песка­ми. Ибрахим (алейхиссалям) по приказу Аллаха пойдет на место Каабы и поселит там Исмаила (алейхиссалям) вместе с его матерью. В послед­ствии Ибрахим вместе с Исмаилом (алейхумас-салям) по приказу Аллаха начнут раскапывать место, где была Кааба. Они найдут фундамент, поставленный Шитом (алейхиссалям), и на нем возведут Каабу Му'аззама.

После завершения строительства Ибрахим (алейхиссалям) такими словами воззвал к Все­вышнему:
«Господи! Сделай этот город безопас­ным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и Последний день» (аль-Бакара, 126)

Через благо этой ду'а Ибрахима (алейхиссалям) в Мекке можно почувствовать сладость веры даже на вкус.

Каабу отстраивали примерно одиннад­цать раз: первый раз - ангелы, второй - Адам (алейхиссалям), третий - Шит (алейхиссалям), четвертый - Ибрахим (алейхиссалям), пятый - род Амалика, шестой - Джурхумиты, седьмой

- род Кусай, восьмой - Курайшиты, девятый
- Абдуллах бин Зубейр, бывший из табиинов, десятый - Хаджжадж Залим и одиннадцатый
- султан Османского халифата Мурад Хан IV.

Бережное отношение Османского халифата к Великой Каабе проявилось и при ее реставрации.

Во время правления Мурада IV после мощно­го селя Кааба сильно пострадала, получив боль­шие повреждения в двух местах. Для реставрации Мурад IV срочно вызвал главного архитектора Ридвана Ага. После осмотра, говоря о поврежде­ниях, главный архитектор посчитал непристойным употреблять слова «разрушения, проседания» в отношении Каабы Му'аззама и сказал так:

«Такие-то места Каабы совершили сажда».

Кроме того, при перемещении строительных материалов для реставрации, чтобы вьючные животные не пачкали священное место, были приняты надлежащие меры, что указывает на бережное и уважительное отношение к Каабе.