*Муздалифа и курбан

Муздалифа - это следующее место оста­новки после Арафата, которое наполнено про­явлением милости Господа через духовность «Маш'аруль-Харам», упоминаемого в Священ­ном Коране. Это место, где сердца получают урок через проявление величия и могущества Всевышнего, оставляют позади мирское и даже загробное, с покорностью и смирением направ­ляясь лишь к Аллаху с любовью к Нему.

Духовно символизируя жертвоприношение Ибрахима (алейхиссалям), мы приносим в жерт­ву животное. Жертвоприношение помогает нам всей душой самим ощутить и почувствовать пе­реживания пророка. Те, кому удалось это, вспо­минают аяты из священного Корана:

«Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (аль-Ан'ам, 79)

«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Го­споду миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из му­сульман» (аль-Ан'ам, 162-163)

Когда Ибрахим (алейхиссалям) шел из Ва­вилона в область Шам, он сказал:

«Ибрахим сказал: «Я иду к моему Госпо­ду, который наставит меня на прямой путь. Господи, даруй мне праведного сына» (ас-Саффат, 99-100)

Здесь указывается путь сердца к Высочай­шему Другу.

В продолжении авта рассказывается о том, что Ибрахим (алейхиссалям) будет обрадован вестью о сыне, а также о том, как был принесен курбан:

«Мы сообщили ему благую весть о крот­ком сыне» (ас-Саффат, 101)

«Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: «О сын мой!

Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым» (ас-Саффат, 102)

«Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз], Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты исполнил [то, что веде­но было тебе] во сне». Воистину, так Мы воз­даем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание» (ас-Саффат, 103-106)

«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву. Мы велели последующим поколени­ям [взывать]: «Мир Ибрахиму! Так Мы возда­ем тем, кто творит добро. Воистину, он - из числа Наших верующих рабов» (ас-Саффат, 107-111)

После того как Ибрахим оставил Хаджар и Исмаила (алейхимуссалям) в Мекке, он вер­нулся к Саре. Время от времени он навещал их. Однажды в Мекке ему приснился сон. И в этом сне, как сказано в аяте, он увидел, как приносит в жертву Исмаила (алейхиссалям). Ибрахим (алейхиссалям) пребывал в сомнении: от шайта­на этот сон или от Господа его. Но тот же самый сон повторялся в течение трех дней: дни тарвия, арафа и день Курбан-байрама (8, 9, 10 дни ме­сяца зульхиджа).

По одному из преданий, Ибрахим (алейхис­салям) сказал:
«Если Аллах даст мне сына, я принесу его в жертву Всевышнему!» И за эти слова он был повергнут испытанию.

Ибрахим (алейхиссалям), следуя приказу Господа своего, сказал Хаджар, чтобы она по­мыла Исмаила и помазала его благовониями, потому что они пойдут к его Другу. А Исмаила попросил взять с собой веревку и нож, сказав:
«Сынок, я сделаю курбан ради Аллаха!»

И они направились в Арафат на место, где происходит стояние паломников. В это время шайтан, войдя в образ человека, пришел к Хад­жар и сказал:
- А знаешь ли ты, куда Ибрахим повел тво­его сына?

Она ответила:
- К своему Другу.

Шайтан:
- Нет, он хочет его зарезать.

Хаджар:
- Он очень сильно любит своего сына!

Шайтан продолжал:
- Он хочет его зарезать по повелению Ал­лаха!

На это Хаджар ответила:
- Если Всевышний Аллах приказал это, то это прекрасно, и мы полагаемся на Него.

Не сумев ввести в заблуждение Хаджар, шайтан подобрался к Исмаилу (алейхиссалям):
-  А знаешь ли ты, куда ведет тебя твой отец?

Исмаил (алейхиссалям) ответил:
- Исполнить приказ своего Господа.

Шайтан, желая напугать его:
- Разве ты не знаешь, ведь тебя ведут на заклание!

На что Исмаил (алейхиссалям) ответил:
- Прочь проклятый! Мы с радостью испол­ним любой приказ нашего Господа! - и, швыр­нув камень, прогнал шайтана.

Шайтан, не сумев обмануть и Исмаила, на этот раз подступил к Ибрахиму (алейхумассалям):
- Эй, старец! Куда ты ведешь своего сына? Шайтан обманул тебя! Эти сны были от шайтана!

Ибрахим (алейхиссалям) сказал:
- Ты сам - шайтан! Ступай прочь! Набрав в руки камней, он закидал шайтана в трех разных местах. И каждый раз он бросал по семь камней.

Так, забрасывание камнями шайтана стало обрядом Хаджа, который будет сохранен до са­мого Судного дня. Покорность и упование на Ал­лаха пророков Ибрахима и Исмаила (алейхумассалям) являются примером для последователей Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).

Когда Ибрахим шел из Мина вместе с Ис-маилом (алейхумассалям) в Арафат, небесные ангелы пришли в волнение. С тревогой они гово­рили друг другу:
«Субханаллах! Один пророк ведет на закла­ние другого!»

Ибрахим объяснил сыну Исмаилу (алейху­массалям) истинную суть происходящего:
-  Сынок, во сне мне было приказано при­нести тебя в жертву.

Исмаил (алейхиссалям) спросил:
- Отец, этот приказ дал тебе Аллах?

Ибрахим (алейхиссалям):
-Да!

Тогда Исмаил (алейхиссалям) сказал:
-  Отец! В таком случае, делай то, что тебе приказано! Иншааллах, ты найдешь меня терпе­ливым!

Он проявил готовность отдать свою жизнь по приказу Аллаха. Тогда Исмаилу (алейхисса­лям) было, по разным источникам, всего семь или тринадцать лет.

По преданию, ангел Джибрил (алейхисса­лям) всего трижды испытывал затруднения из-за переживаемого волнения. Одним из таких слу­чаев был момент, когда нож Ибрахима коснулся горла Исмаила (алейхумассалям). В этот момент

Джибрил (алейхиссалям) спешил затупить нож. Когда Исмаил оказался вне опасности, Джибрил (алейхумассалям) возвестил о том, что за покор­ность перед Его волей, Всевышний Аллах удо­стоил Ибрахима и Исмаила (алейхумассалям) Своей милости. Из самого рая им был ниспос­лан баран, которого они принесли в жертву, воз­величивая Господа своего.

Поэтому истинный смысл жертвоприноше­ния, заключенный в этом историческом событии, состоит в умении черпать в нем божественное вдохновение и в стремлении быть искренним, покорным и богобоязненным рабом Аллаха. Ведь Всевышний говорит:

«(От жертвоприношения) Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него до­ходит лишь ваша богобоязненность...» (аль-Хадж, 37)

В сбривании волос в Хадже также есть от­дельный смысл. До Ислама, если раб получал свободу, ему сбривали волосы. Это означало,-* что он был рабом. Сбрив волосы, паломники по­казывают, что они признают свое вечное рабство перед Всевышним. То есть, сбривание волос символизирует нашу покорность, преданность и привязанность к Всевышнему Аллаху.