Хадж

 

Хадж и Умра

Бесконечная хвала и благодарение Всевышнему Аллаху за то, что Он дал нам возможность познать благо веры и приблизиться к Нему через поклонение!

  Бесконечные приветствия и благословения Свету вселенной, Заступнику и Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), который является несравненным примером и путеводителем в поклонении и приближении к Аллаху!


  Материальные и духовные нужды человека нескончаемы и неутолимы. Некоторые из них являются жизненно необходимыми. Например, для обеспечения жизни тела человеку необходимы воздух, вода и пища. Точно так же и для поддержания жизнеспособности души существуют свои жизненно важные нужды. И они намного важнее физических нужд, потому что тело — путник земли, а душа — путник вечности.

  Всевышний Аллах повелением:

  «А на небе вам уготованы [благой] удел и то, что вам обещано» (аз-Зариат, 22) указал на духовную пищу человека и путем обретения ее сделал поклонение. Поэтому все поклонения, несмотря на то, что они представляют собой приказ Всевышнего, на самом деле являются духовными потребностями, которыми невозможно пренебречь. Поистине, душа не может найти другой духовной пищи кроме той, которую она черпает из поклонений Всевышнему Аллаху. Люди, не понимающие этой истины, могут лишь терпеть страдания от неустроенности своего внутреннего мира. И только те, кто нашли источник пищи духовной, живут совсем в другом, прекрасном и гармоничном мире, превращая даже свои беды и невзгоды в радость. Идущие по пути истины, они наполняют свою жизнь высоким чувством любви. Потому что духовное наслаждение и божественное знание, которое они при этом обретают, помогают им не попадать в жизненные водовороты. 

  Поэтому, для того чтобы человек мог удовлетворить свои духовные нужды и стать благодарящим Бога рабом, некоторые поклонения были сделаны обязательными. Это сравнимо с тем, как доктор назначает больному лекарства, которые необходимы для его выздоровления. Ведь часто многие из-за собственной лени или по легкомыслию не совершают поклонения. Поэтому Всевышний Аллах сделал поклонение обязательным для своих рабов, желая спасти их от бесконечной нужды".

  Самым первым из этих жизненно важных поклонений, несомненно, является намаз. Поэтому в первую очередь среди всех поклонений стал обязательным именно намаз. Ведь с искренностью сделанный намаз открывает завесы сердца. «Намаз — мир'адж верующего». Воплощение этой истины дает возможность пережить неизъ­яснимый восторг приближения к Всевышнему Аллаху. Это выражается в подчинении словам Аллаха: «Сделай сажда и приближайся!»

  Пост - второе, после намаза, поклонение, которое питает нашу душу. Пост является очень важным поклонением, которое воспитывает терпение, волю и сдержанность перед желаниями нафса. Он напоминает человеку о ценности благ, даруемых Аллахом. А так же, давая богатым испытать положение бедных, напоминает им о нуждах голодных, неимущих и стесненных трудностями. Таким образом, пост развивает у состоятельных людей чувство взаимопомощи и милосердия.

  Ислам повелевает еще одно поклонение, относящееся к социальной сфере, — «закят и инфак», которое поддерживает доброжелательные отношения между бедными и богатыми, препятствует возникновению зависти и злости между ними. В этом обязательном поклонении скрыто очень много мудрости, например, жертвуя из своего имущества, богатые защищают себя от растраты средств на всевозможные прихоти, помогают установлению добрых отношений между богатыми и бедными, и, таким образом, способствуют сохранению социального равновесия.

  Наряду со всеми этими, есть еще одно поклонение, совершаемое и телом, и имуществом, — это Хадж. Хадж является очень важным видом поклонения, которое совершенствует веру, дает возможность пережить подобие Судного дня и помогает проникнуть в тайну слов: «Умрите до смерти!»

  Духовная сторона Хаджа намного важнее материальной. В выражении нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) «Хадж мабрур» (Хадж, выполненный без изъянов) имеется в виду Хадж, наполненный духовной красотой и вдохновением. Хадж, в этом понимании, вместе с ду'а, тауба (покаянием) и истигфар (взыванием о про­щении), приводит сердца к обретению божественной милости, блага и пользы, украшает жизнь праведными делами. А после Хаджа, чтобы продолжить это прекрасное состояние, — не нарушать слов, данных Всевышнему Аллаху.

  Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, чего достигает человек при совершении праведных дел во время Хаджа и умры, сказал:

  «Совмещайте Хадж и умру. Так как они очищают от грехов, так же как наждак очищает железо от ржавчины» (Насаи, Манасик, 6; Ибн Маджа, Манасик, 3).

  Умра, дающая духовное очищение и обновление веры и упомянутая в этом священном хадисе, является также очень важным поклонением.

  Умру, с ее благом, можно считать маленьким Хаджем и совершать в любое время и любое количество раз, в отличие от Хаджа, который совершается раз в год в определенное время. Очень важно понять духовную пользу этого поклонения.

  Во всех поклонениях нужно быть внимательным к тому, чтобы все они выполнялись с чистым сердцем и искренним намерением. Если мы желаем, чтобы наши поклонения были приняты Всевышним Аллахом, нужно стараться совершать их по всем правилам и с любовью к Господу нашему. Только в этом случае наши поклонения станут праведными делами и составят наше счастье в мире вечном.

  В этом скромном труде мы, в силу своих способностей, попытались показать духовные стороны этого поклонения, чтобы помочь совершить его с большей духовной пользой. Проанализировав наши прошлые произведения и статьи, мы выпустили это короткое и ясное произведение о духовной стороне Хаджа и умры для наших ищущих братьев.

  Да поможет нам Всевышний Аллах совершать все наши поклонения с искренностью и богобоязненностью! Пусть Он сделает помощниками и спутниками в путешествии в загробную жизнь наши намазы, наши посты, наши закяты, наши умры и хаджи! И пусть Он сделает так, чтобы мы могли совершать каж­дое наше поклонение так, чтобы заслужить Его одобрение!
Аминь!