Хадж - это один из пяти столпов Ислама и является поклонением, которое совершается и телом, и имуществом. Для того чтобы с достоинством совершать это исполненное божественными благами поклонение, нужно обладать чистым сердцем, совершенной верой и знанием.
История Хаджа началась с Адама (алейхис-салям) и продолжилась с приходом последнего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Еще в этой земной жизни Хадж дает возможность пережить подобие Судного дня и помогает проникнуть в тайну слов: «Умрите до смерти!»
Первая семья, образованная Адамом и Хаввой (алейхумассалям), для того чтобы жить в покое и счастье, избрала себе место для поклонения. Оно соответствует. сегодня месторасположению Каабы в Мекке. Следующие за ними поколения, ввиду различных жизненных и социальных причин, разбрелись по разным концам света. И так прошли века, некоторые из потомков Адама (алейхиссалям) отходили от истинной веры, и через некоторое время этот священный храм исчез с лица земли. Пророк Ибрахим (алейхиссалям) по приказу Всевышнего Аллаха заново отстроил его и благом своего ду'а сделал это место изобильным. Всевышний Аллах в Коране говорит об этом так:
«Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам.
Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты - Прощающий, Милосердный.
Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, - быть может, они будут благодарны» (Ибрахим 35-37)
Хадж существовал и в доисламские времена. Но многобожники, вытеснив Хадж из обрядов поклонения, превратили его в безнравственное празднество. Арабское племя Курайш совершало обход Каабы в одежде, но другие арабские племена, включая и мужчин, и женщин, совершали обход Каабы раздетыми. Прикрытие интимных мест целиком зависело от щедрости курайшитов. То есть, если курайшиты давали им одежду, они обходили Каабу одетыми, если не давали, то оставались раздетыми. Когда они делали жертвоприношение (курбан), то мазали кровью жертвенного животного дверь и стены Каабы, а мясо сжигали.
Наконец наступила эпоха благоденствия «аср-саадат», и наш Пророк Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям), искоренив все безнравственные обычаи, возвел общество, в котором суждено было зародиться религии истины, на пик совершенства. Ведь в Исламе целью любого поклонения является поминание Аллаха и обращение к Нему с просьбой о прощении.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал Мекку и Медину оазисами процветания, и, таким образом, эти места стали святыми для мусульман до Конца света.
Священные земли, на которых совершается Хадж, были овеяны высотой духа верующих сердец, начиная с Адама (алейхиссалям) и до наших дней, были пропитаны слезами любви к Богу. Те, кто совершают Хадж с искренним сердцем, ищут там духовное наследие пророков и черпают вдохновение в нем. Ибо эти священные места полны напоминаний о пророках (алейхимуссалям). Там всюду присутствуют свидетельства милости и прощения Аллаха.
Поэтому одна из целей Хаджа - благоговейно относиться к проявлениям милости Аллаха и получать вдохновение от посещения этих священных мест.
Те, кто ступают на эти земли с целью Хаджа и умры, присоединяются к ду'а Ибрахима (алей-хиссалям) и получают свою долю блага от нее:
«О Господь! Прости нам наши грехи! Ты самый милостивый и милосердный. О Господь! Пусть и мои дети идут по моему пути по моей религии!»
Эта и другие бесчисленные милости этих мест воодушевляют сердца верующих. Познавшие сокровенные тайны рабы Аллаха говорили:
Перестал видеть и близкое, и далекое,
Прекрасная Кааба, иду я к тебе!
и слагали песни:
«Эй, утренний ветерок! Если будешь в Мекке и Медине, им и Пророку джиннов и людей Мухаммаду Мустафе передай мой «салям»!»
Такими словами предавали полные любви приветствия святым местам и Пророку (саллал-лаху алейхи ва саллям).
Эта любовь к святым местам была такова, что провожать туда людей, передавая с ними ду'а и приветствия, стало обычаем. Поэт описывает, как напутствовали тех, кто отправлялся в Хадж:
Дорогам, по которым будете проходить,
Передавайте «салям» от нас!
Истинным рабам, которые любимы Всевышним,
Передавайте «салям» от нас!..
Идите совершать Хадж,
Достигайте бесконечного наслаждения,
Мухаммаду Мустафе
Передавайте «салям» от нас!..
Мекка и Медина -
Две несравненных сокровищницы,
Везде, где будете проходить,
Передавайте «салям» от нас!
Гоомко говоря «ляббейк»,
Бегите к источнику замзам,
Роду Бани Хашим
Передавайте «салям» от нас!
Когда облачитесь в ихрам,
Не прикасаясь к запретному,
Сахабам-кирам Пророка
Передавайте «салям» от нас!..
Умоляя Гэспода,
Совершайте ду'а за нас,
Величественной нашей Каабе
Передавайте «салям» от нас!
Кто войдет в сад любви,
Не попадет в капкан заблуждения,
Этой прекрасной горе ан-Нур
Передавайте «салям» от нас!..
Войдите в святыню,
Сделайте сажда Милосердному,
Макаму Ибрахима
Передавайте «салям» от нас!..
Снизошедшему от Господа откровению
На всех раскрывшихся крыльях,
Мине и Арафату,
Передавайте «салям» от нас!..
Саду Джаннату'ль-Баки,
Чистому Саду Роз,
Передавайте «салям» от нас!..
С давних времен возлюбленные рабы Аллаха не могли найти успокоения своим сердцам, питая такую возвышенную любовь и привязанность к этим благословенным местам, устремлялись туда и совершали там свои намазы. Некоторые из них достигали пика в своем упоении чувством любви и передавали свое вдохновение тем бедным рабам Аллаха, которые не могли добраться до этих мест. По этому поводу есть известный рассказ об Азизе Махмуде Худайи (рахматуллахи алейхи), который раскрывает причину становления его на путь духовного совершенства:
«Когда Азиз Махмуд Худайи был судьей в городе Бурса, к нему попало очень странное дело. Одна женщина, жалуясь на мужа, утверждала следующее:
- Господин судья! Мой муж каждый год намеревается ехать в Хадж, но не может из-за своей нищеты. И в этом году он решительно настроился поехать в Хадж. И даже сказал, что разведется со мной, если не сможет поехать. Потом, ближе к 'Ид-аль-адха (празднику жертвоприношения), он пропал. А через пять или шесть дней он появился и теперь утверждает, что ездил в Хадж. Разве может быть такое? Господин судья! Я хочу развестись с этим лживым человеком!..
Судья Махмуд, для подтверждения слов женщины, вызвал ее мужа. Мужчина ответил:
- Господин судья! И мои слова, и слова моей жены правдивы. Но я, действительно, съездил в Хадж и приехал. Я даже встретил там других паломников из Бурсы и передал им некоторые вещи, чтобы они привезли их.
Судья Махмуд в недоумении спросил:
- Как это может быть, почтенный? И мужчина дал такое объяснение:
- Как и в предыдущие годы, не сумев отправиться в Хадж, я пошел к старьевщику Мех-меду Деде. Он, взяв меня за руку, попросил закрыть глаза. Когда я открыл глаза, я был перед Каабой.
Впервые столкнувшись с таким метафизическим явлением, судья Махмуд, не поверил в правдивость рассказа и отверг показания мужчины.
Но тот, еще находясь в глубоком впечатлении от чудесного посещения святых мест, дал простой, но очень глубокий ответ:
- Господин судья! Шайтан, являясь врагом Всевышнего Аллаха, за одно мгновение может обойти весь мир, так почему же друг Аллаха, чистый Его раб не может за одно мгновение добраться до Каабы?!
Судья Махмуд, подумав над этим ответом, принял решение дождаться возвращения паломников в Бурсу. Когда паломники прибыли, судья опросил их и удостоверился в правдивости слов мужчины. В результате, находясь в полной растерянности, он был вынужден закрыть дело. Но сердце его было в смятении. Он потерял покой. А через некоторое время, посредством старьевщика Деде, Азиз Махмуд Худайи войдет в круг учеников величайшего духовного учителя Уфта-ды и станет одним из духовных наставников, достигшим степени «полюса вселенной».
С другой стороны, в эти места едут не только для того, чтобы увидеть песчаные пустыни. А еще и для того, чтобы навестить место Ибрахи-ма и родину Исмаила (алейхумассалям). А еще и для того, чтобы увидеть землю, где родился и вырос Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), откуда начал распространяться Ислам. И чтобы вобрать полной грудью и сердцем тот воздух, которым дышал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и погрузиться в атмосферу, в которой жил он. Как прекрасно сказал об этом поэт, аулия:
«От края и до края, куда ни посмотрю, везде чудеса, которые, волнуя сердце, говорят: «Вот истинное место!»
Эти слова - не только вдохновение поэта, но и божественная истина:
«В нем есть ясные знамения...» (Али Им-ран, 97)
Поэтому те, с чьих глаз спали завесы беспечности, и кто начал видеть все вокруг оком души, когда попадают в эти святые места, их океаны имана приходят в волнение и распространяют божественную любовь на все сущее. Куда бы ни взглянули они, во всем видят проявление божественной любви, их глаза наполняются слезами, а языки заняты зикруллах (поминанием Аллаха).
И все время пребывания в святых местах проходит для них в атмосфере высокой нравственности и благоговения. Об этом в священном аяте говорится:
«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (Аль-Хадж, 32)
Отсюда следует, что Хадж - не только видимое и материальное поклонение. Его духовная сторона намного важнее физической. В выражении нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) «Хадж мабрур» (Хадж, выполненный без изъянов) имеется в виду Хадж, наполненный духовной красотой и вдохновением. Хадж, в этом понимании, является вместе с ду'а, тауба (покаянием) и истигфар (взыванием о прощении) божественной милостью, благом и пользой для сердец, украшением жизни праведными делами. А после Хаджа, для продолжения этого прекрасного состояния - не нарушать слов, данных Всевышнему Аллаху.
Как прекрасна эта ду'а Ибрахима (алейхис-салям):
«Господь наш! Сделай нас покорными Тебе, и подчини потомков наших Своей воле, и укажи обряды и места для поклонений, к нам милостиво лик Свой обрати, - ведь обращают Ты и милосерден!» (Аль-Бакара 128)
Эта ду'а дает вдохновение обладателям возвышенных сердец, совершающим Хадж, а еще, зная, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) жил в Мекке и ходил по ее улицам, они представляют, что ступают по его святым следам. И это чувство наполняет их восторгом и благоговением. Например, они представляют себе, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) на холме Сафа читал проповедь многобожни-кам. И как он, стоя на этом холме, указал на гору Абу Кубайс и сказал:
- Если я скажу вам, что за этой горой стоит враг и надвигается сюда, чтобы убить вас, поверите ли вы мне?
Мекканцы ответили:
- Поверим! Если даже мы не увидим то, что за этой горой. Ведь ты «Мухаммад Амин»^ (надежный), и мы никогда не усомнимся в правдивости твоих слов.
На что наш господин, Свет мироздания (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
- Точно также, как вы поверили в это, поверьте и в то, что есть Аллах Единственный и Всемогущий, Создатель вселенной! Идолы, которым вы поклоняетесь - не больше, чем кусок камня, земли или дерева. Знайте, Аллах меня направил пророком к вам.
Все собравшиеся неблагодарные много-божники, возглавляемые его дядей Абу Ляха-бом, стали возмущенно выкрикивать:
- И ты позвал нас сюда для этого? - и, отворачиваясь от него, расходились. В глубине души они, конечно, поверили ему, но не могли признать это из-за своих эгоистических соображений.
Но, несмотря на это, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) со всей ответственностью выполняя свою пророческую миссию, старался донести божественную истину и заполнить ею пустоту этих сердец.
Если мы во время Хаджа будем размышлять над этими глубокими истинами и воспринимать их с точки зрения зрелого сердца, то, находясь перед Даруль-Эркам', сможем постичь дух преподавания смыслов Корана того времени. И тогда наши души наполнятся божественной милостью, которая некогда снизошла на эти уроки, последовавшую за этим хиджру и последующие периоды.
Мы можем, находясь в хадже, присоединиться к трехдневному общению Пророка
1. Дом мекканца Эркама, где Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обучал религии.
(саллаллаху алейхи ва саллям) с Абу Бакром (алейхиссалям) и проникнуть в те божественные тайны, которыми они были поглощены в пещере Севр. Мы можем позволить себе ощутить ту любовь, восторг веры, которые царили на их со-хбете (беседе), с которого началась «золотая силсиля (цепочка)».
Каждый, кто познает это состояние, приблизится к созвездию сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). После полных мудрости и смысла воспоминаний о Медине мы можем мысленно вернуться назад в Мекку и представить себе ее взятие Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям).
Глядя на горы вокруг Мекки, мы можем представить, как армия сахабов, пришедшая для штурма Мекки, разжигала на их склонах тысячи костров для устрашения многобожников. Мы можем представить себе, как Белял Хабаши в тот день, взобравшись на Каабу, произносил азан своим звонким голосом. Мы можем вообразить себе, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), ломая идолов в Каабе, говорил:
«...Явилась истина, и сгинула ложь...» (Аль-Исра, 81)
И далее, представляя, что наше сердце, как и Кааба, может наполниться идолами, воплощающими собой привязанности мирской жизни, на каждом этапе Хаджа разбивать этих идолов тем
вдохновением, которое мы черпаем здесь, и попробовать сделать свое сердце в полном смысле «назаргах иляхи» (место, куда обращен Взор Всевышнего).
Это и еще очень многое другое можно достичь во время Хаджа, который для каждого является духовным очищением и пробуждением. Хадж, во время которого происходит пробуждение человека, является поклонением, которое направляет человека на совершенствование своей религии.
Посредством Хаджа, сбрасывая оболочку нафса, человек совершает еще один шаг в мир духовности. Хадж - это поклонение, которое украшает душу, возвращает к истинной сути, очищает через вдохновение.