Арафат - место прощения и покаяния.
Арафат напоминает о Дне воскрешения и сборе на площади махшар. Все рабы будут томиться в ожидании прощения Аллаха, пребывая в бессилии, нужде и надежде. Сердца и глаза наполняться слезами покаяния и сколько же призывов о прощении вознесутся к Творцу. В книгах деяний откроются совершенно чистые страницы, и к Всевышнему Аллаху будут обращены мольбы и обещания прожить свою жизнь снова в полной покорности Ему.
Поэтому Арафат ассоциируется со сбором в Судный день. И в какой-то мере там будет переживаться состояние Судного дня. На самом деле, здесь все будет напоминать о том, как люди, выйдя из могил, соберутся на махшаре и будут в полной беспомощности искренне молить Господа своего о прощении за грехи, в которые они впали из-за собственного нафса. Два куска материи - снизу и сверху, открытая голова, босые ноги и отсутствие всех земных регалий.
А еще Арафат уносит нас в воспоминания давних времен. Как известно, вкусив запретный плод, по божественному повелению Адам и наша прародительница Хавва (алейхумассалям) были ниспосланы из рая на землю в далекие друг от друга места, где они очень тосковали друг без друга.
Адам (алейхиссалям), размышляя о чеоти и достоинстве Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), попросил прощения у Всевышнего Аллаха ради Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его потомков. Его ду'а была принята, и Всевышний Аллах послал ангела, который показывал ему дорогу до Мекки. Во благо этой молитвы Хавве, находившейся в Джидде, тоже был послан ангел, который повел ее навстречу Адаму (алейхиссалям). И они встретились в день Арафа в долине Арафат после наступления времени намаза 'аср. Вместе они плакали и снова каялись в содеянном.
Всевышний Творец, щедрость и доброта которого безграничны, не только принял их ду'а, но еще облагодетельствовал их обещанием каждый год сполна прощать тех из их рода, кто придет туда в тот же день и в то же время и будет просить прощения. Вот в этом и заключается смысл и мудрость покаяния, что совершают хаджи в Арафате.
После этой встречи Адам и Хавва (алейху-массалям) поселились в том месте, где сегодня находится город Мекка. Поэтому Мекка еще носит название «Умму'ль-Кура», что означает «мать поселений».
Кроме того, Мекка является местом, где воочию проявляется истина, что все верующие мусульмане - братья, независимо от родины, цвета кожи, богатства и бедности, одежды и других отличий. Там все в одной одежде, на одной площади, в одном ряду: руководитель и подчиненный, богатый и бедный, ученый и невежда. Это место, где, сбросив различия бренной жизни, войдя в ощущение кяфана, нужно самозабвенно просить прощения у Господа своего в душевном трепете от переживаний подобия Судного дня.
Это святые места, места надежности, умиротворения и божественной любви, места наполненной милостью и благом колыбели пророков. Несмотря на сегодняшние разногласия в Исламском мире, народы мира могут лишь позавидовать, какое единство, братство и взаимная любовь проявляется на этих святых землях во время Хаджа и умры. Эти народы образуют различные союзы с целью достижения такого единства, но не могут достичь совершенства в этом. Потому что их стремление к материальному комфорту и духовное падение приводят к разногласиям, вражде, тирании и несправедливости.