Муздалифа - это следующее место остановки после Арафата, которое наполнено проявлением милости Господа через духовность «Маш'аруль-Харам», упоминаемого в Священном Коране. Это место, где сердца получают урок через проявление величия и могущества Всевышнего, оставляют позади мирское и даже загробное, с покорностью и смирением направляясь лишь к Аллаху с любовью к Нему.
Духовно символизируя жертвоприношение Ибрахима (алейхиссалям), мы приносим в жертву животное. Жертвоприношение помогает нам всей душой самим ощутить и почувствовать переживания пророка. Те, кому удалось это, вспоминают аяты из священного Корана:
«Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (аль-Ан'ам, 79)
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман» (аль-Ан'ам, 162-163)
Когда Ибрахим (алейхиссалям) шел из Вавилона в область Шам, он сказал:
«Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь. Господи, даруй мне праведного сына» (ас-Саффат, 99-100)
Здесь указывается путь сердца к Высочайшему Другу.
В продолжении авта рассказывается о том, что Ибрахим (алейхиссалям) будет обрадован вестью о сыне, а также о том, как был принесен курбан:
«Мы сообщили ему благую весть о кротком сыне» (ас-Саффат, 101)
«Когда сын достиг того, чтобы разделить усердие с ним, [Ибрахим] сказал: «О сын мой!
Воистину, я видел во сне, что я приношу тебя в жертву с закланием. Что думаешь ты [об этом]?» Сын ответил: «О отец мой! Поступай так, как тебе велено. Если так будет угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым» (ас-Саффат, 102)
«Когда они оба покорились [воле Аллаха] и [отец] поверг его [лицом вниз], Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты исполнил [то, что ведено было тебе] во сне». Воистину, так Мы воздаем тем, кто вершит добро. Воистину, это и есть явное испытание» (ас-Саффат, 103-106)
«И Мы заменили ему [сына] на большую жертву. Мы велели последующим поколениям [взывать]: «Мир Ибрахиму! Так Мы воздаем тем, кто творит добро. Воистину, он - из числа Наших верующих рабов» (ас-Саффат, 107-111)
После того как Ибрахим оставил Хаджар и Исмаила (алейхимуссалям) в Мекке, он вернулся к Саре. Время от времени он навещал их. Однажды в Мекке ему приснился сон. И в этом сне, как сказано в аяте, он увидел, как приносит в жертву Исмаила (алейхиссалям). Ибрахим (алейхиссалям) пребывал в сомнении: от шайтана этот сон или от Господа его. Но тот же самый сон повторялся в течение трех дней: дни тарвия, арафа и день Курбан-байрама (8, 9, 10 дни месяца зульхиджа).
По одному из преданий, Ибрахим (алейхиссалям) сказал:
«Если Аллах даст мне сына, я принесу его в жертву Всевышнему!» И за эти слова он был повергнут испытанию.
Ибрахим (алейхиссалям), следуя приказу Господа своего, сказал Хаджар, чтобы она помыла Исмаила и помазала его благовониями, потому что они пойдут к его Другу. А Исмаила попросил взять с собой веревку и нож, сказав:
«Сынок, я сделаю курбан ради Аллаха!»
И они направились в Арафат на место, где происходит стояние паломников. В это время шайтан, войдя в образ человека, пришел к Хаджар и сказал:
- А знаешь ли ты, куда Ибрахим повел твоего сына?
Она ответила:
- К своему Другу.
Шайтан:
- Нет, он хочет его зарезать.
Хаджар:
- Он очень сильно любит своего сына!
Шайтан продолжал:
- Он хочет его зарезать по повелению Аллаха!
На это Хаджар ответила:
- Если Всевышний Аллах приказал это, то это прекрасно, и мы полагаемся на Него.
Не сумев ввести в заблуждение Хаджар, шайтан подобрался к Исмаилу (алейхиссалям):
- А знаешь ли ты, куда ведет тебя твой отец?
Исмаил (алейхиссалям) ответил:
- Исполнить приказ своего Господа.
Шайтан, желая напугать его:
- Разве ты не знаешь, ведь тебя ведут на заклание!
На что Исмаил (алейхиссалям) ответил:
- Прочь проклятый! Мы с радостью исполним любой приказ нашего Господа! - и, швырнув камень, прогнал шайтана.
Шайтан, не сумев обмануть и Исмаила, на этот раз подступил к Ибрахиму (алейхумассалям):
- Эй, старец! Куда ты ведешь своего сына? Шайтан обманул тебя! Эти сны были от шайтана!
Ибрахим (алейхиссалям) сказал:
- Ты сам - шайтан! Ступай прочь! Набрав в руки камней, он закидал шайтана в трех разных местах. И каждый раз он бросал по семь камней.
Так, забрасывание камнями шайтана стало обрядом Хаджа, который будет сохранен до самого Судного дня. Покорность и упование на Аллаха пророков Ибрахима и Исмаила (алейхумассалям) являются примером для последователей Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям).
Когда Ибрахим шел из Мина вместе с Ис-маилом (алейхумассалям) в Арафат, небесные ангелы пришли в волнение. С тревогой они говорили друг другу:
«Субханаллах! Один пророк ведет на заклание другого!»
Ибрахим объяснил сыну Исмаилу (алейхумассалям) истинную суть происходящего:
- Сынок, во сне мне было приказано принести тебя в жертву.
Исмаил (алейхиссалям) спросил:
- Отец, этот приказ дал тебе Аллах?
Ибрахим (алейхиссалям):
-Да!
Тогда Исмаил (алейхиссалям) сказал:
- Отец! В таком случае, делай то, что тебе приказано! Иншааллах, ты найдешь меня терпеливым!
Он проявил готовность отдать свою жизнь по приказу Аллаха. Тогда Исмаилу (алейхиссалям) было, по разным источникам, всего семь или тринадцать лет.
По преданию, ангел Джибрил (алейхиссалям) всего трижды испытывал затруднения из-за переживаемого волнения. Одним из таких случаев был момент, когда нож Ибрахима коснулся горла Исмаила (алейхумассалям). В этот момент
Джибрил (алейхиссалям) спешил затупить нож. Когда Исмаил оказался вне опасности, Джибрил (алейхумассалям) возвестил о том, что за покорность перед Его волей, Всевышний Аллах удостоил Ибрахима и Исмаила (алейхумассалям) Своей милости. Из самого рая им был ниспослан баран, которого они принесли в жертву, возвеличивая Господа своего.
Поэтому истинный смысл жертвоприношения, заключенный в этом историческом событии, состоит в умении черпать в нем божественное вдохновение и в стремлении быть искренним, покорным и богобоязненным рабом Аллаха. Ведь Всевышний говорит:
«(От жертвоприношения) Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность...» (аль-Хадж, 37)
В сбривании волос в Хадже также есть отдельный смысл. До Ислама, если раб получал свободу, ему сбривали волосы. Это означало,-* что он был рабом. Сбрив волосы, паломники показывают, что они признают свое вечное рабство перед Всевышним. То есть, сбривание волос символизирует нашу покорность, преданность и привязанность к Всевышнему Аллаху.